Что такое кинезиология
Чобану И.К. Что такое кинезиология? [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// ppip.su (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Термин «кинезиология» происходит от греческого слова «kinesis», обозначающего «движение» и «logos» – «наука, слово». В соответствии с этим определением кинезиология означает беседы о движении или, в современном понимании, изучение движения.
Федерация Кинезиологии в Великобритании использует следующее определение:
«Кинезиология, буквально изучение движений тела, – это целостный подход к балансированию движения и взаимодействий человеческих энергетических систем. Мягкое использование мышечного тестирования помогает определить те зоны, где блок или дисбаланс нарушает физическое, эмоциональное или энергетическое благополучие человека. Этот же метод помогает определить факторы, влияющие на появление подобного дисбаланса.
Естественные оздоравливающие силы пациента стимулируются посредством воздействия на рефлекторные и акупунктурные точки, через определенные упражнения и изменения в диете, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия».
По мере появления и развития различных ветвей науки о движении термин «кинезиология» стали применять как общее обозначение всей системы. Кинезиология обеспечивает самый прямой путь коммуникации через тело с пациентом или клиентом.
История возникновения кинезиологии
Основателем науки о движении человека был Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.), впервые описавший действие мышц и осуществивший их геометрический анализ. Его пионерские усилия заложили основу последующих работ Галена (131 – 201 г.г.), Галилея (1564 – 1643 г.г.), Ньютона (1642 – 1727 г.г.) и Борелли (1608 – 1679 г.г.). Работы этих философов и ученых привели к тому, что движение человека стали рассматривать как последовательность взаимодействий мышц и внешних сил, воздействующих на систему из окружающей среды. Кинезиология в таком варианте широко используется в спортивной и реабилитационной медицине.
В 30-е годы ХХ века врачи – супруги Кендалл заметили, что при некоторых воздействиях на организм или психику человека тонус его мышц меняется: сильная мышца может стать слабой или наоборот. Это послужило толчком к использованию мышечного тестирования для диагностики. Хотя в более ранних традиционных практиках коренных жителей Южной Америки уже встречается упоминание об использовании прямого ответа тела для лечения тех или иных отклонений.
Использование мышечного тестирования для диагностики состояния организма получило дальнейшее развитие и обоснование в прикладной кинезиологии – детище Джорджа Гудхарта, наблюдательного и творческого американского врача из Детройта, штат Мичиган, США. Эта система использования мышечного тестирования в диагностических и терапевтических целях при различных состояниях была разработана в 1964 году. Корни ее произрастают из мануальной терапии. Прикладная кинезиология – это целостный подход, основанный на концепции Триады здоровья, которую составляют структурные, химические и эмоциональные факторы.
К структурным факторам относятся такие составляющие организма, как мышцы, кости и суставы. Мышца оказалась самой реактивной частью, которая реагирует ослаблением на дисбаланс в какой – либо части системы. Была установлена непосредственная связь между мышцами и отдельными позвонками, внутренними органами, железами, головным мозгом.
Химические факторы – это вторая составляющая "триады здоровья". Значение ее трудно недооценить, ведь человек – саморегулирующаяся биохимическая структура, в которой одновременно происходят сотни видов биохимических реакций. Большое влияние на организм оказывают такие внешние факторы воздействия, как прием пищи, различные химические токсины, радиация и т.д. К химическим факторам также относятся аллергические реакции, пищевой дефицит, гормональный дисбаланс, дисбаланс уровня глюкозы и токсические вещества. Одной из целей лечения становится индивидуальный подбор лечебных препаратов или продуктов питания, которые в данный момент необходимы и наиболее полезны каждому конкретному пациенту.
К эмоциональным факторам можно причислить мысли, систему убеждений, отношения, чувства, как сознательные, так и подсознательные, относящиеся к прошлому, настоящему и будущему. В совокупности они могут приводить к многочисленным когнитивным и эмоциональным проблемам, включая стресс, тревогу, бессонницу, зависимости, фобии. Эти эмоциональные факторы не только глубоко воздействуют на наше поведение, но и на все здоровье в целом. Вы становитесь тем, во что вы верите. А то, кем вы являетесь сейчас, отражает то, во что вы верили в прошлом. Поэтому, работая с любой проблемой со здоровьем, важно определить все вовлеченные эмоциональные факторы. Эмоциональной составляющей Триады здоровья уделяется все больше внимания, как в ортодоксальной, так и в альтернативной медицине. Все яснее становится понимание воздействия разума на здоровье и все реже можно услышать фразу «возьми себя в руки и продолжай жить».
Итак, появившись в 60-ые годы, прикладная кинезиология распространилась в США среди врачей и мануальных терапевтов. В 1974 году в Великобритании образовался Международный Колледж Прикладной Кинезиологии, активно действующий и поныне, где проводится обучение врачей. Сегодня термин «прикладная кинезиология» используется только применительно к системе, преподаваемой этим колледжем.
Целебное прикосновение. Вклад доктора Джона Тая
За время, прошедшее с 1964 года, у кинезиологии появились многочисленные ответвления. Этому в немалой степени способствовал доктор Джон Тай, друг и ученик доктора Гудхарта. Он поставил своей целью сделать этот замечательный подход доступным для широкой публики. Так, в 1973 году была издана его книга «Целебное прикосновение» (“Touch for health”), в которой он обобщил и изложил техники прикладной кинезиологии в доступной для непрофессионалов форме. Вслед за этим был создан Фонд «Целебное прикосновение», проводивший обучающие семинары по всему миру. С 1973 года более 2 миллионов человек в 42 странах прошли обучение этой системе. Целью «Целебного прикосновения» стало обучение самопомощи через балансирование энергии. Это не терапия, этот курс нельзя использовать для диагностики или лечения. В «Целебном прикосновении», как и в прикладной кинезиологии, используются такие же основные концепции: Триада здоровья, мышечное тестирование, связь меридианов, органов и мышц, только изучается ограниченное количество мышц и меньший набор корректирующих техник.
У Целебного прикосновения «выросли» различные ветви: кинезиология здоровья, клиническая кинезиология, гипертонус, христианская кинезиология, кинезиология трансформации, биокинезиология и многие другие. В настоящее время насчитывается более 100 вариантов, большинство из которых в России неизвестны, их основатели и представители у нас не бывали. С некоторыми из течений кинезиологии наши соотечественники знакомы.
Образовательная кинесиология
Дальнейшим шагом в развитии кинезиологии стало рождение образовательной кинесиологии, применявшейся в педагогике. Автором этого направления стал Пол Деннисон, который после 20-ти летней работы с детьми во вспомогательном центре в Калифорнии в 1979 году прошел курс обучения «Целебному прикосновению». В 1982 году Деннисон разработал программу восстановления координации и включил в нее наряду с детьми и взрослых. Результаты оказались успешными. Образовательная кинесиология в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания и пр. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями.
Образовательная кинесиология использует мышечное тестирование для определения стресса и дисбаланса, появляющегося при каких-либо движениях или деятельности, которые могут влиять на координацию и достижения в различных областях. Например, в стрессовых ситуациях у некоторых людей взгляд вниз приводит к ослаблению всего организма. Это относится не только к походке, но и к чтению. Если вовремя это выявить и назначить подходящие упражнения, то они помогут сбалансировать состояние человека, а также улучшить его походку и восстановить легкость чтения.
В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Еще в 1960-ые годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело – своеобразный мост между правым и левым полушариями, улучшается.
Для улучшения обучаемости используются и другие различные упражнения. В программе «Гимнастика для мозга» эти упражнения собраны в комплекс, рекомендуемый для выполнения детям. Некоторые из этих упражнений используются в комплексе под названием «Единый мозг» – начальном курсе концепции «Три в одном». Опыт работы российских и зарубежных кинезиологов подтверждает эффективность этого подхода.
Концепция «Три в одном»
Авторами этого направления стали Гордон Стокс, Дениел Уайтсайд и Кендис Калэуей. Сотрудничество Г. Стокса и Д. Уайтсайда началось в 1963 г., когда они совместно работали в области генетики поведения. Гордон Стокс в течение почти 20 лет был в первых рядах движения за самооздоровление. Более 10 лет он работал директором фонда «Целебное прикосновение».
Сотрудничество Уайтсайда и Стокса, продолжавшееся более четверти века, протекало в поле психологии и генетики поведения. Они совместно выступали почти во всех изданиях концепции «Три в одном». Г. Стокс создал Международную Ассоциацию специалистов – кинезиологов, президентом которой был в течение многих лет.
В 1972 году Г. Стокс и Д. Уайтсайд разработали новый подход – концепцию «Три в одном», который включил в себя работу с телом и эмоциями, достижения нейробиологии и их собственные оригинальные находки. К. Калэуей присоединилась к ним позже. Их образование, бесспорно, наложило отпечаток на созданное ими направление. Они уделили гораздо больше внимания эмоциональной стороне жизни человека. Мышечное тестирование предлагалось использовать для определения стрессов и их коррекции. В основе этого подхода лежит следующая концепция: когда человек находится в состоянии стресса, то не может использовать возможности своего мозга на 100%. Когда эмоциональный стресс заканчивается, мозг восстанавливает способность полноценно функционировать, используя логику левого и творческий подход правого полушария. Целостный мозг обеспечивает интегрированный взгляд на жизнь. Во многом эмоциональные, физические и поведенческие проблемы произрастают из прошлых травм. Техники концепции «Три в одном» в первую очередь восстанавливают способность осуществлять свободный выбор в настоящем времени без тормозящих последствий прошлого опыта.
Первым шагом коррекции становится определение нерешенных эмоциональных стрессов и отрицательных убеждений, которые мешают людям функционировать, используя весь свой потенциал. Основным методом обследования является мышечное тестирование мышцы индикатора с целью определения приоритета стрессов и их коррекции, выбираемых из широкого спектра техник для снятия стресса. Мышечное тестирование позволяет моментально по бессознательному ответу определить реакцию на эмоциональные стимулы, прояснить внутренние конфликты, скрытые негативные убеждения и отношения, которые часто обнаруживаются у людей с различными проблемами, когда они неосознанно препятствуют собственному выздоровлению, хотя на сознательном уровне желают его. Мышечное тестирование позволяет получить точную информацию, когда и где произошло событие, повлиявшее на появление проблемы. Также оно помогает уточнить наличие стресса, оставшегося после травмы или аварии, и способствующего сохранению хронической боли.
При необходимости в качестве домашнего задания предлагаются некоторые из этих упражнений. Для определения эмоций, что для некоторых пациентов может оказаться невыполнимой задачей, используется поведенческий барометр, похожий на систематизированную карту эмоций и включающий в себя гнев, страх, горе и другие негативные эмоции, а также желаемое позитивное состояние. Для точного определения возраста пациента, в котором возникли проблемы, применяется техника возвращения по возрасту. Теоретически это обосновывается таким образом: даже если человек не помнит на сознательном уровне, что с ним произошло, на глубинном уровне сохраняется воспоминание об этом событии. К этому воспоминанию можно обратиться так, словно оно произошло сейчас. Обнаружив этот стресс, кинезиолог использует техники снятия стресса для излечения травмы.
Кинезиология в России
Впервые с термином «прикладная кинезиология» российские врачи познакомились на международной конференции по мануальной терапии в мае 1990 г. в Москве. Доклад о прикладной кинезиологии сделали президент Европейской Коллегии Прикладной Кинезиологии Джозеф Шейфер и вице-президент Кристофер Смит. Затем в России проводились семинары: в Новокузнецке, в Санкт-Петербурге, во Владивостоке. Постепенно этот метод завоевал внимание специалистов, была создана Межрегиональная Ассоциация прикладной кинезиологии.
В нашей стране также известна образовательная кинесиология. У нас изданы следующие книги: «Образовательная кинесиология: баланс общения личности» Линды Сьюиз Ханек в 1998 году и «Мудрое движение. Мы учимся не только головой» Карлы Ханнафорд в 1999 году. Вы можете почерпнуть более подробную информацию из этих книг.
Направление «Три в одном» в Россию впервые привезла американка Кэрол Энн Хонц в 1991 г. Она сама пишет в своей книге «Безграничные возможности»: «В первый раз я приехала в Москву в феврале 1991 года, чтобы провести семинар «Целебное прикосновение»... В апреле 1991 года, во время своего второго визита в Москву, я провела семинар «Единый мозг», целью которого было рассказать о том, как привести в соответствие работу тела, разума и духа, объединить их в целое, сделав человека более гармоничным. Подобное объединение позволяет выявить ту творческую, деятельную, счастливую и крепкую здоровьем личность, которая скрыта глубоко внутри каждого из нас. Мы – сверкающие драгоценные камни, ждущие часа быть извлеченными из пустой породы и осветить весь мир!» [Хонц К.]
Будучи педагогом, она долгое время обучала детей в школах системы Монтессори. Затем познакомилась с образовательной кинесиологией, а позднее заинтересовалась концепцией Стокса и Уайтсайда, уделявшей значительное внимание эмоциональным стрессам у детей. Этот подход настолько увлек Кэрол, что она изучила его досконально, а затем стала преподавать. Благодаря замечательной работе Кэрол, ее вскоре стали приглашать в Европу. С 1991 по 1997 г. она регулярно проводила лекции и семинары в Москве и других городах, начиная с первого курса и до заключительного курса для консультантов. Дальнейшее развитие кинезиологии происходило в России.
Психотерапевтическая кинезиология
Стокс и Уайтсайд предполагали, что рассеивание стресса приводит к выздоровлению пациента. Это действительно характерно для людей со здоровой личностью. Для помощи пациентам с длительными глубокими проблемами, особенно в области психического здоровья, было разработано личностно-ориентированное направление – психотерапевтическая кинезиология. За основу была взята психогенетическая теория и модель личности [Валентик Ю.В., 1993], базирующаяся на представлении о том, что психика формируется и функционирует в рамках процесса развертывания генетической программы.
В соответствии с этой моделью были выделены основные структуры личности, или личностные статусы, связанные с различными жизненными сферами и раскрывающиеся по ходу жизни у большинства обследованных пациентов. В процессе терапии проводится диагностика состояния этих структур личности, при необходимости их коррекция, что помогает восстановить жизнедеятельность пациента в различных сферах жизни: профессиональной, семейной, сексуальной и других, а также гармонизировать его личность.
Общественное признание
В сентябре 2004 г. в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге была открыта секция психотерапевтической кинезиологии. В июне 2005 г. заседание секции было проведено в рамках Международного конгресса по психотерапии в Москве. На нем прозвучали доклады кинезиологов из Москвы, Ангарска, Рязани, Одессы. Для многих психотерапевтов существование кинезиологии оказалось открытием. В июле 2005 г. в Одессе с успехом прошла первая конференция кинезиологов СНГ, на которую съехались специалисты из Украины, России, гости из Канады. В течение двух дней мы обменивались опытом, собственными достижениями, строили творческие планы. В декабре 2005 г. на Первой всероссийской конференции по методам в психотерапии, проходившей в Москве, прозвучал пленарный доклад о психотерапевтической кинезиологии.
В марте 2006 г. на заседании комитета по модальностям Профессиональной Психотерапевтической Лиги психотерапевтическая кинезиология была признана официальным методом психотерапии. В июне 2006 г. и в октябре 2008 г. прошли заседания секции психотерапевтической кинезиологии в рамках Международного конгресса по психотерапии в Москве. В мае 2007 г. наши коллеги приняли участие в 4-ом Паназиатском конгрессе по психотерапии в г. Екатеринбурге, в октябре 2008 г. и 2009 г. – в Международном конгрессе «Вся психотерапия и консультирование». Информация о новом методе вновь вызвала интерес коллег.
В настоящее время на кафедре психосоматической патологии РУДН можно пройти курс тематического усовершенствования (144 ч.) по психотерапевтической кинезиологии, что подчеркивает важность этой дисциплины.
Кинезиология в первую очередь интересна тем, что это строго индивидуальный метод, который усиливает здоровье здоровых, а больным помогает справиться с болезнью.
Преимущества кинезиологии
Цель кинезиологии – это оздоровление и гармонизация, что достигается коррекцией любых обнаруженных нарушений баланса с помощью как стандартных терапевтических техник, например, заимствованных из акупунктуры, так и уникальных кинезиологических подходов. Одно из самых замечательных преимуществ кинезиологии – обращение к самому телу для определения необходимых коррекций. К примеру, слабый мышечный ответ указал на наличие дисбаланса, этот же слабый мышечный ответ можно использовать для уточнения коррекции или необходимого лечения, которые изменят мышечный ответ на сильный.
Следующее преимущество – возможность использования обратной биологической связи для моментального определения потребности тела без необходимости ждать дни или недели, чтобы узнать о действенности процедуры. В случае правильно подобранного и проведенного лечения можно сразу увидеть изменение мышечного ответа со слабого на сильный. Не только специалист, но и пациент способен почувствовать изменения в тонусе мышц и оценить эффективность коррекции. Кинезиология обеспечивает прямой путь коммуникации с пациентом через тело.
Неоспоримая сильная сторона кинезиологии – это четкая схема работы, подобная строгому протоколу, который регламентирует каждый шаг в коррекции. Благодаря этой схеме психотерапевтическая сессия протекает максимально безопасно.
Также к преимуществам следует отнести широкий диапазон воздействий: от телесных упражнений до работы с эмоциональными состояниями, неисправимыми формами поведения, что позволяет охватить спектр самых разнообразных симптомов и проблем, таких как преодоление последствий острых и хронических стрессов, аффективных, психосоматических, личностных и аддиктивных расстройств. Психотерапевтическая кинезиология показана при нарушениях адаптации и реакциях на острый стресс, невротических, депрессивных, психосоматических и аддиктивных расстройствах, расстройствах личности в стадии декомпенсации, суицидальном поведении, в психотерапии детей и подростков, а также беременных. Единственное противопоказание – это психотические состояния любого генеза.
Заключение
Любая новая дисциплина, а кинезиология появилась в середине 60-х годов, нуждается во времени, чтобы распространиться и завоевать признание. Профессионалы, применяющие ее в ежедневной практике, уже не сомневаются в ее эффективности и надежности. Мы надеемся, что многие последуют за нами.
Литература
- Вайтсайд Д. Под кодом: Три в одном: пер. с англ. / Д. Вайтсайд, Г. Стокс, К. Каллоувей. – М.: Диалог-МГУ, 1996.
- Валентик Ю.В. Мишени психотерапии в наркологии // Лекции по наркологии / под ред. проф. Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика, 2001. – С. 233-243.
- Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация: Пер. с англ. – М.: Смысл, 2003.
- Основы физиологии человека: учеб. для ВУЗов / под ред. Б.И. Ткаченко.– Т. 1. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1994.
- Патент 2312597 Российская Федерация. МПК 51 А61В5/16; А61В 5/11 Способ диагностики психологических особенностей индивида при помощи психотерапевтической кинезиологии / Чобану И.К., Корженков Ю.А.: заявитель и патентообладатель И.К. Чобану, Ю.А. Корженков. – 2006118172/14; заявл. 29.05.06; опубл. 20.12.07.
- Стокс Г. Инструменты для работы или как понять свое «я» и обрести веру в себя: пер. с англ. / Г. Стокс, Д. Вайтсайд. – М.: Диалог-МГУ, 1995.
- Вайтсайд Д. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга / Д. Вайтсайд, Г. Стокс. – М.: Диалог-МГУ, 1996.
- Уайтсайд Д. Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ. – М.: Кинезис, 1998.
- Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. / Пер. с англ. – М.: Восхождение, 1999.
- Энока Р.М. Основы кинезиологии / Пер с англ. – Киев.: Олимпийская литература, 2000.
- Dennison P.E., Dennison G.E. Edu-K for Kids. – Glendale, CA: Edu-Kinestetics Inc., 1986.